Автор текста Евгений Федоренков. Все права защищены. Полное или
частичное копирование данного реферата запрещено. При согласованном
использовании необходима ссылка на ресурс. |
Приложение
2. Усадьба Голицыных
Одна из
крупнейших и самых ярких усадеб классицизма на Смоленщине, расположенная рядом
с селом Самуйлово, на высоком берегу запруженной речки и господствующая в
ландшафте . Сооружена по заказу князя А.А.Голицына. В
строительстве принимал участие известный архитектор Тома де Томон, только что
приехавший из Швейцарии и находившийся здесь в 1799-1800 гг..
До 1885 г. усадьба находилась в роде Голицыных, а затем была продана с
торгов и неоднократно переходила из рук в руки. Уже в начале XX в. она была в запущенном состоянии,
и к настоящему времени от обширного усадебного комплекса сохранились в
полуразрушенном виде дворец с флигелями, одна из служебных построек, система
прудов и заросший парк.
Первоначально
ансамбль был большой парадной усадьбой зрелого классицизма. Он состоял из двух
обособленных частей - парадной и хозяйственной, размещенных на противоположных
сторонах прудов и ограниченных дорогами. Центр парадной части и всего ансамбля
- великолепный дворец с колоннами и флигелями по сторонам, которые ограничивали
парадный двор. От дворца высокий берег террасами спускается к прудам,
окруженным обширным пейзажным парком. Лишь небольшая часть парка - перед
противоположным фасадом - имела строго
геометрический план из 20 прямоугольных частей, образованных пересекающимися
аллеям. Дальний угол парка между двумя дорогами был разбят в виде целого пучка
аллей, расходящихся из одной точка.Главным въездом в
усадьбу служила липовая аллея, проходившая к парадному двору через мост на
прудах.
Дворец
- прекрасный образец усадебного дома в стиле зрелого классицизма, выполненный
со столичным размахом. Огромное здание построено из кирпича и оштукатурено, в
деталях ордера широко использован белый камень. В сложную пространственную
композицию включены основной двухэтажный корпус и его пониженные крылья,
соединенные колоннадами с флигелями.
Прямоугольный
в плане объем корпуса имеет в центре садово-паркового фасада полукруглый
выступ, украшенный четырьмя трехчетвертными коринфскими колоннами и увенчанный
куполом. На противоположном дворовом, главном фасаде выступу отвечает слегка
заглубленная внутрь средняя часть типа лоджии в три оси, фланкированная двумя
крупными пилястрами с каждой стороны.
Перед
фасадом находился большой 6-колонный коринфский портик с высоким фронтоном,
сильно вынесенный вперед и поставленный
на подиум с закругленными пологими пандусами, которые служили для подъезда
карет прямо ко входу.
Одноэтажные
боковые крылья одинаковой ширины с основным объемом имели на краях главного
фасада небольшие 3-осные ризалиты с четырехколонными ионическими
портикам. Такие же портики украшали большие выступы
В
портиках и колоннадах чередуются более крупный коринфский ордер в средних
частях фасадов и меньший по размеру ионический в боковых частях. Большинство
оконных проемов - прямоугольные. Они помещены в
филенки с аналогичной формой или со стрельчатым завершением. Нижние окна на
парковом фасаде и в лоджии со двора, а также в крыльях, арочные, с уступом по
краю. Стены крыльев рустованы. Над прямоугольными окнами парковой стороны
помещены крупные ниши. Большие полукруглые окна во фронтонах разделены на три
части.
Внутри
помещения дворца, имевшие плоские nepeкрытия,
составляли в центральной части первого этажа две парадных анфилады из трех зал,
- вдоль дворового и паркового фасадов. Более длинная дворовая анфилада
продолжалась в комнатах боковых крыльев.
Короткую парковую анфиладу составляли более крупные помещения, среди них
- центральный двусветный зал, образующий полукруглый выступ. В низком верхнем
этаже дворца располагались жилые комнаты. Роскошная внутренняя отделка парадных
помещений включала в себя настенные
росписи и лепнину.
Служебная
постройка представляет собой сильно вытянутое прямоугольное сооружение с
белокаменными деталями в декоре кирпичных стен. Состоит из двух длинных
одинаковых одноэтажных корпусов в скромных формах классицизма, соединенных
более высокой и парадной двухэтажной частью. На главном фасаде она отступает
вглубь, образуя входную лоджию с пилястрами по флангам и двумя парами
колонн, поставленными одна за другой.
Противоположный фасад украшают трехчетвертные колонны. Боковые корпуса оформлены горазд строже:
прямоугольные нишки над окнами и простой карниз в завершении стен.
Внутри каждого из корпусов находилось одно большое помещение (конюшня) с двумя
входами из центральной части.
Так
было до начала XX века. В 1921 году в Гжатский уезд Музейным управлением
Смоленского губернского отдела народного образования были направлены
инструктор-эмиссар А.В. Китаев и сотрудница картинной галереи 3.Н. Мартынова . Они должны были выяснить, в каком состоянии находятся
уникальные и ценнейшие произведения искусства, доставшиеся советской власти
после разорения дворянских усадеб. Вот представленный ими отчет.
«На
здании, в котором помещается Гжатский художественный музей, красуется вывеска с
обозначением: "Музей открыт ежедневно, за исключением праздников, с 10-ти
утра до 4-х часов дня". Наши неоднократные попытки попасть в музей в
указанные часы не увенчались успехом. С большим трудом черным ходом мы проникли
внутрь здания и долго бродили по коридорам музея. Картины и статуэтки,
помещенные в коридоре, если бы мы того захотели, могли быть вынесены нами на
улицу, сложены на воз и увезены: никто не преградил бы нам дорогу. Мы решили во что бы то ни стало разыскать хранителя музея и,
наконец, нашли туговатую на ухо, лет 70-ти, старуху. После долгих объяснений со
старухой в форме криков и жестов мы поняли, что она официальное лицо –
сторожиха музея.
Ввиду
острой подозрительности, проявленной старухой к двум гражданам, пришедшим
посмотреть музей, мы вступили с нею в дипломатические переговоры, в результате
которых выяснилось:
1.
Фамилия заведующего музеем неизвестна;
2.
Когда он бывает в музее – неизвестно;
3. Его
адрес – неизвестен;
4.
Музей закрыт, когда открыт – неизвестно.
В
Гжатском Отнаробе (отдел народного образования - Е.Ф.) нам удалось узнать, что
заведующий музеем некто Журавлев, что в настоящее время в музее помещается
школьная библиотека. Счастливый случай после долгих и тщетных поисков свел нас
с Журавлевым, с которым мы направились в музей для официального его
обследования. Журавлев заявил, что каталогов и описей не имеется, что принимал
он музей от своего предшественника по простым спискам вещей, да и те
сохранились не целиком.
На
основании удостоверений Губземотдела мы обратились в Гжатский Райсовхоз с
просьбой предоставить нам транспортные средства для поездки в имения,
находящиеся в распоряжении Райсовхоза. Нам ответили, что такими пустяками, как
художественно-историческое обследование имений, заниматься в столь горячее
время, как весенний сев, – преступление, что они, гжатские Райсовхозцы, лучше
Земотдела знают, когда можно и когда нельзя давать лошадей эмиссарам,
комиссарам и прочим барам… Пришлось нанять вольного
извозчика до Варганова (25 верст до Гжатска).
Около
50% варгановских ценностей, зарегистрированных в 1918 году, или отсутствуют или
находятся в неудовлетворительном состоянии...
Опечатанные
сундуки и бюро красного дерева с архивом найдены взломанными, печати сорваны. В
сундуке 18 вместо архива – худые кастрюли и старые лампы. На Варгановском
чердаке найдено огромное количество книг без всякого присмотра, в большом
беспорядке разбросанных по всей площади чердака, причем многие из книг
бесцельно разорваны в клочья.
Тов.
Герасимов, агроном Райсовхоза, участвовавший в Комиссии по приему Варгановского
имения, заявил, что сундуки с архивом взломаны Комиссией ввиду того, что
Комиссия захотела проверить содержимое сундуков; почему и как в сундук с
архивом попали старые кастрюли – ему неизвестно.
Голицыно
– небольшое имение, в 50-ти верстах от Гжатска. По всей вероятности,
удаленность от города спасла этот небогатый, но вполне аристократический уголок
от окончательного разгрома. В Голицыно до самого последнего времени барский
домик сохранял облик "тургеневской усадьбы".
Одно
обстоятельство сыграло важную роль в сохранности имения и главным образом
особняка. Заведующий имением – крестьянин, почти неграмотный Шатыгин, сильный
как медведь и наивный как ребенок, гнал в шею каждого, кто пытался обобрать
усадьбу, но истинным друзьям культурных форм бытия оказывал всегда самое
широкое гостеприимство. К сожалению, дня за два до нашего
приезда Райсовхоз прислал нового заведующего – человека в форменной фуражке,
который в первый же день своего приезда занял под свою квартиру центральный
особняк и, конечно, не замедлил разрушить этот удивительный комнатный
тургеневский лад, который своею мебелью, безделушками, книгами, фотографиями,
портьерами и проч. создавал настоящее очарование небогатого, но бесконечно
милого уголка.
В Скугарево,
как известно, в 1918 году был организован Стефанским (известный русский
художник - Е.Ф.) Художественный музей, занимавший 4 комнаты в Скугаревском
дворце.
Результаты
нашего обследования: музея налицо не оказалось, заведующий музеем оказался
налицо. Имущество музея частью найдено в запасных комнатах в состоянии полного
пренебрежения к нему со стороны ответственных лиц, частью в квартирах
администрации, служащих и рабочих, частью в других Госплемхозах, частью исчезло
бесследно.
Районный
управляющий тов. Басов ставил нам на каждом шагу в деле исполнения нами
служебных обязанностей всевозможные рогатки, временами просто издевался,
чувствуя свою безнаказанность, отказывался под различными предлогами от дачи
нужных сведений. Мы показали ему декрет и инструкции, дали самые подробные
разъяснения, но и это не помогло. Басов заявил, что районное управление
подчиняется исключительно Московскому Отделу Животноводства и никому больше.
Васильевское до сих пор сохраняет явственные следы
былой красоты и величия. Мы нашли на месте часть обстановки в стиле
"ампир". Большая часть мебели, по заявлению администрации, взята
Юхновскими советскими организациями и отдельными влиятельными работниками.
Среди местных граждан упорно держится слух, что имущество графа Граббе (и затем
Чемерзина), владельца Васильевского, было расхищено легальным путем в форме
выдач приданого невестам ответственных юхновских работников, которые женились,
разводились, вновь женились и вновь получали приданое для своих невест из
богатейшего гардероба графа и графини и графской обстановки. Некоторые ловкие
люди проделывали эту махинацию по три, по четыре раза.»
Усадьба
и сегодня представляет кошмарную картину дикого разрушения. В грандиозном
дворце нет не только ни одной картины или стула, даже
оконные, дверные рамы, полы, камины из стен растащены...