Автор текста Евгений Федоренков. Все права защищены. Полное или частичное копирование данного реферата запрещено. При согласованном использовании необходима ссылка на ресурс.

Приложение 2. Усадьба Голицыных

Одна из крупнейших и самых ярких усадеб классицизма на Смоленщине, расположенная рядом с селом Самуйлово, на высоком берегу запруженной речки и господствующая в ландшафте . Сооружена по заказу князя А.А.Голицына. В строительстве принимал участие известный архитектор Тома де Томон, только что приехавший из Швейцарии и находившийся здесь в 1799-1800 гг.. До 1885 г. усадьба находилась в роде Голицыных, а затем была продана с торгов и неоднократно переходила из рук в руки. Уже в начале XX в. она была в запущенном состоянии, и к настоящему времени от обширного усадебного комплекса сохранились в полуразрушенном виде дворец с флигелями, одна из служебных построек, система прудов и заросший парк.

Первоначально ансамбль был большой парадной усадьбой зрелого классицизма. Он состоял из двух обособленных частей - парадной и хозяйственной, размещенных на противоположных сторонах прудов и ограниченных дорогами. Центр парадной части и всего ансамбля - великолепный дворец с колоннами и флигелями по сторонам, которые ограничивали парадный двор. От дворца высокий берег террасами спускается к прудам, окруженным обширным пейзажным парком. Лишь небольшая часть парка - перед противоположным  фасадом - имела строго геометрический план из 20 прямоугольных частей, образованных пересекающимися аллеям. Дальний угол парка между двумя дорогами был разбят в виде целого пучка аллей, расходящихся из одной точкалавным въездом в усадьбу служила липовая аллея, проходившая к парадному двору через мост на прудах.

Дворец - прекрасный образец усадебного дома в стиле зрелого классицизма, выполненный со столичным размахом. Огромное здание построено из кирпича и оштукатурено, в деталях ордера широко использован белый камень. В сложную пространственную композицию включены основной двухэтажный корпус и его пониженные крылья, соединенные колоннадами с флигелями.

Прямоугольный в плане объем корпуса имеет в центре садово-паркового фасада полукруглый выступ, украшенный четырьмя трехчетвертными коринфскими колоннами и увенчанный куполом. На противоположном дворовом, главном фасаде выступу отвечает слегка заглубленная внутрь средняя часть типа лоджии в три оси, фланкированная двумя крупными пилястрами с каждой стороны.

Перед фасадом находился большой 6-колонный коринфский портик с высоким фронтоном, сильно вынесенный вперед  и поставленный на подиум с закругленными пологими пандусами, которые служили для подъезда карет прямо ко входу.

Одноэтажные боковые крылья одинаковой ширины с основным объемом имели на краях главного фасада небольшие 3-осные ризалиты с четырехколонными ионическими портикам. Такие же портики украшали большие выступы в 5 осей, которыми заканчивались крылья с противоположной стороны здания. Закругленные сквозные колоннады (утрачены) из семи пар ионических колонн соединяли центральную часть дворца с двумя большими флигелями.

В портиках и колоннадах чередуются более крупный коринфский ордер в средних частях фасадов и меньший по размеру ионический в боковых частях. Большинство оконных проемов - прямоугольные. Они помещены в филенки с аналогичной формой или со стрельчатым завершением. Нижние окна на парковом фасаде и в лоджии со двора, а также в крыльях, арочные, с уступом по краю. Стены крыльев рустованы. Над прямоугольными окнами парковой стороны помещены крупные ниши. Большие полукруглые окна во фронтонах разделены на три части.

Внутри помещения дворца, имевшие плоские nepeкрытия, составляли в центральной части первого этажа две парадных анфилады из трех зал, - вдоль дворового и паркового фасадов. Более длинная дворовая анфилада продолжалась в комнатах боковых крыльев.  Короткую парковую анфиладу составляли более крупные помещения, среди них - центральный двусветный зал, образующий полукруглый выступ. В низком верхнем этаже дворца располагались жилые комнаты. Роскошная внутренняя отделка парадных помещений включала в себя  настенные росписи и лепнину.

Служебная постройка представляет собой сильно вытянутое прямоугольное сооружение с белокаменными деталями в декоре кирпичных стен. Состоит из двух длинных одинаковых одноэтажных корпусов в скромных формах классицизма, соединенных более высокой и парадной двухэтажной частью. На главном фасаде она отступает вглубь, образуя входную лоджию с пилястрами по флангам и двумя парами колонн,  поставленными одна за другой. Противоположный фасад украшают трехчетвертные колонны. Боковые корпуса оформлены горазд строже:  прямоугольные нишки над окнами и простой карниз в завершении стен. Внутри каждого из корпусов находилось одно большое помещение (конюшня) с двумя входами из центральной части.

Так было до начала XX века. В 1921 году в Гжатский уезд Музейным управлением Смоленского губернского отдела народного образования были направлены инструктор-эмиссар А.В. Китаев и сотрудница картинной галереи 3.Н. Мартынова . Они должны были выяснить, в каком состоянии находятся уникальные и ценнейшие произведения искусства, доставшиеся советской власти после разорения дворянских усадеб. Вот представленный ими отчет.

«На здании, в котором помещается Гжатский художественный музей, красуется вывеска с обозначением: "Музей открыт ежедневно, за исключением праздников, с 10-ти утра до 4-х часов дня". Наши неоднократные попытки попасть в музей в указанные часы не увенчались успехом. С большим трудом черным ходом мы проникли внутрь здания и долго бродили по коридорам музея. Картины и статуэтки, помещенные в коридоре, если бы мы того захотели, могли быть вынесены нами на улицу, сложены на воз и увезены: никто не преградил бы нам дорогу. Мы решили во что бы то ни стало разыскать хранителя музея и, наконец, нашли туговатую на ухо, лет 70-ти, старуху. После долгих объяснений со старухой в форме криков и жестов мы поняли, что она официальное лицо – сторожиха музея.

Ввиду острой подозрительности, проявленной старухой к двум гражданам, пришедшим посмотреть музей, мы вступили с нею в дипломатические переговоры, в результате которых выяснилось:

1. Фамилия заведующего музеем неизвестна;

2. Когда он бывает в музее – неизвестно;

3. Его адрес – неизвестен;

4. Музей закрыт, когда открыт – неизвестно.

В Гжатском Отнаробе (отдел народного образования - Е.Ф.) нам удалось узнать, что заведующий музеем некто Журавлев, что в настоящее время в музее помещается школьная библиотека. Счастливый случай после долгих и тщетных поисков свел нас с Журавлевым, с которым мы направились в музей для официального его обследования. Журавлев заявил, что каталогов и описей не имеется, что принимал он музей от своего предшественника по простым спискам вещей, да и те сохранились не целиком.

На основании удостоверений Губземотдела мы обратились в Гжатский Райсовхоз с просьбой предоставить нам транспортные средства для поездки в имения, находящиеся в распоряжении Райсовхоза. Нам ответили, что такими пустяками, как художественно-историческое обследование имений, заниматься в столь горячее время, как весенний сев, – преступление, что они, гжатские Райсовхозцы, лучше Земотдела знают, когда можно и когда нельзя давать лошадей эмиссарам, комиссарам и прочим барам… Пришлось нанять вольного извозчика до Варганова (25 верст до Гжатска).

Около 50% варгановских ценностей, зарегистрированных в 1918 году, или отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии...

Опечатанные сундуки и бюро красного дерева с архивом найдены взломанными, печати сорваны. В сундуке 18 вместо архива – худые кастрюли и старые лампы. На Варгановском чердаке найдено огромное количество книг без всякого присмотра, в большом беспорядке разбросанных по всей площади чердака, причем многие из книг бесцельно разорваны в клочья.

Тов. Герасимов, агроном Райсовхоза, участвовавший в Комиссии по приему Варгановского имения, заявил, что сундуки с архивом взломаны Комиссией ввиду того, что Комиссия захотела проверить содержимое сундуков; почему и как в сундук с архивом попали старые кастрюли – ему неизвестно.

Голицыно – небольшое имение, в 50-ти верстах от Гжатска. По всей вероятности, удаленность от города спасла этот небогатый, но вполне аристократический уголок от окончательного разгрома. В Голицыно до самого последнего времени барский домик сохранял облик "тургеневской усадьбы".

Одно обстоятельство сыграло важную роль в сохранности имения и главным образом особняка. Заведующий имением – крестьянин, почти неграмотный Шатыгин, сильный как медведь и наивный как ребенок, гнал в шею каждого, кто пытался обобрать усадьбу, но истинным друзьям культурных форм бытия оказывал всегда самое широкое гостеприимство. К сожалению, дня за два до нашего приезда Райсовхоз прислал нового заведующего – человека в форменной фуражке, который в первый же день своего приезда занял под свою квартиру центральный особняк и, конечно, не замедлил разрушить этот удивительный комнатный тургеневский лад, который своею мебелью, безделушками, книгами, фотографиями, портьерами и проч. создавал настоящее очарование небогатого, но бесконечно милого уголка.

В Скугарево, как известно, в 1918 году был организован Стефанским (известный русский художник - Е.Ф.) Художественный музей, занимавший 4 комнаты в Скугаревском дворце.

Результаты нашего обследования: музея налицо не оказалось, заведующий музеем оказался налицо. Имущество музея частью найдено в запасных комнатах в состоянии полного пренебрежения к нему со стороны ответственных лиц, частью в квартирах администрации, служащих и рабочих, частью в других Госплемхозах, частью исчезло бесследно.

Районный управляющий тов. Басов ставил нам на каждом шагу в деле исполнения нами служебных обязанностей всевозможные рогатки, временами просто издевался, чувствуя свою безнаказанность, отказывался под различными предлогами от дачи нужных сведений. Мы показали ему декрет и инструкции, дали самые подробные разъяснения, но и это не помогло. Басов заявил, что районное управление подчиняется исключительно Московскому Отделу Животноводства и никому больше.

Васильевское до сих пор сохраняет явственные следы былой красоты и величия. Мы нашли на месте часть обстановки в стиле "ампир". Большая часть мебели, по заявлению администрации, взята Юхновскими советскими организациями и отдельными влиятельными работниками. Среди местных граждан упорно держится слух, что имущество графа Граббе (и затем Чемерзина), владельца Васильевского, было расхищено легальным путем в форме выдач приданого невестам ответственных юхновских работников, которые женились, разводились, вновь женились и вновь получали приданое для своих невест из богатейшего гардероба графа и графини и графской обстановки. Некоторые ловкие люди проделывали эту махинацию по три, по четыре раза

Усадьба и сегодня представляет кошмарную картину дикого разрушения. В грандиозном дворце нет не только ни одной картины или стула, даже оконные, дверные рамы, полы, камины из стен растащены...

Используются технологии uCoz